Однако не всегда получается так, как мы хотим, и приходится выяснять отношения с продавцом или исполнителем. Что нужно делать, если у Вас возникли разногласия с продавцом?
Если у Вас возникли проблемы, и Вы считаете что действиями продавца или поведением исполнителя нарушаются Ваши права как потребителя, не нужно в магазине размахивать руками, угрожать прокуратурой или Президентом, кричать и требовать жалобную книгу.
Попробуйте решить вопрос цивилизованно. Сперва внимательно прочитайте договор с продавцом, который Вы должны были изучить еще при его заключении, затем попробуйте устно выразить суть своей проблемы и четко изложить требования.
Если ни работники магазина, ни менеджеры, ни сам хозяин не отвечают на Ваши просьбы, игнорируют их или дают отрицательный ответ, а Вы по-прежнему считаете, что Ваши законные интересы пострадали – нужно писать претензию.
Досудебная претензия – это письменный документ, в котором сторона требует от другой стороны выполнить какие-то обязательства, указанные в договоре или устранить какие-либо недостатки (нарушения).
Когда нужно писать претензию
Необходимо учитывать, что в некоторых случаях законом предусмотрен обязательный порядок досудебного урегулирования спора (то есть обращения с претензией) перед подачей иска в суд.
Что же касается отношений продавца и потребителя (исполнителя) – досудебная претензия не обязательна перед обращением в суд, но очень желательна во всех случаях, если устно Вы не смогли урегулировать спор. Только не забывайте, что о проблеме нужно заявить своевременно в разумный срок или хотя бы в гарантийный срок товара по Договору, иначе будет поздно. Претензия не облагается госпошлиной и не имеет строгих критериев заполнения. Однако кое-что должно в ней содержаться обязательно.
Как писать досудебную претензию
В «шапке» претензии нужно указать фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товара/услуги по Договору или наименование организации. В идеале необходимо написать адрес регистрации ИП по месту жительства или юридический адрес организации. Если адреса неизвестны, или нужно сэкономить время на отправку по почте - не возбраняется указывать адреса магазинов или офисов, где заключался договор, приобретался товар. Далее указывается фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и желательно телефон потребителя, чье право нарушено.
В тексте претензии в описательной ее части, необходимо кратко изложить ситуацию (проблему потребителя), начиная с даты заключения договора или покупки товара, заканчивая датой устного обращения к продавцу с проблемой (необходимо указывать даты, основные реквизиты и свойства товара, условия исполнения и пр.)
Основная информация должна содержаться в договоре. Если у Вас есть только товарный чек – помните, он выступает в роли договора между Вами и продавцом. В таком случае указываются обстоятельства по памяти, с информацией, содержащейся в товарном чеке. В описательной части совсем не нужно расписывать статьи закона о защите прав потребителей или указывать неоспоримые факты, свидетельствующие о неправомерном поведении продавца, поскольку это может пригодиться Вам в дальнейшем при доказывании в суде.
И наконец, в просительной части в зависимости от того, что необходимо потребителю, подробно излагаются требования. Ссылаясь на статью 18 Закона о защите прав потребителей, Вы вправе потребовать замены товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи (то есть требовать его расторжения) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Ссылаясь на статью 29 Закона, Вы вправе:
- требовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Помимо основных требований Вы также можете требовать возмещения в Вашу пользу юридических расходов, потраченных на составление претензии, морального вреда (по Вашему усмотрению) и других понесенных дополнительных расходов. Не забудьте приложить копии подтверждающих Ваши доводы документов. В конце - число, подпись и претензия готова.
Отправляйте претензию по почте только заказным письмом с уведомлением, а лучше с описью вложения (для подтверждения вложенных документов), чтобы потом имелись доказательства Вашего обращения с досудебной претензией. Вы также можете отнести претензию лично в магазин продавцу, но не забудьте оставить себе копию претензии с распиской, печатью или иной отметкой работника магазина или самого продавца о принятии Вашей претензии.
По общему правилу срок удовлетворения требований в претензии у продавца – десять дней с момента ее получения.
Если продавец в течение этого срока письменно Вам не ответил на претензию или ответил отказом, а Вы считаете, что он не прав, обращайтесь в суд.
Возможно Вам будет интересно:
- Стоит ли потребителю защищать свои права?
- Как потребителю составить и направить претензию к продавцу, изготовителю или исполнителю
- Как можно расторгнуть договор на оказание услуг
- Возврат товара
- Гарантийный срок. Защита прав потребителей
- Навязывание покупки товара в кредит
Услуги
- Банковское право
- Бесплатные консультации
- Земельное право
- Семейное право
- Жилищное право
- Вселение/выселение из квартиры (дома)
- Сопровождение купли продажи
- Выдел доли в натуре/определение порядка пользования
- Признание права собственности на дом или квартиру
- Споры с государством/органами местного самоуправления
- Коммунальные аварии
- Споры с застройщиками
- Нарушение градостроительных норм соседями или иными лицами
- Споры с УК
- Автоюрист
- Трудовое право
- Наследство
- Пенсионное право
- Медицинское право
- Миграционное право
- Военное право
- Защита прав потребителей
- Уголовное право