В нынешнем режиме самоизоляции поход в Пятерочку является едва ли не единственным развлечением и поводом выйти из дома.
Вот и я на днях покинул безопасную зону и вышел добыть припасов для семьи. Накидывая продуктов корзину, я не переставал радоваться прогрессу общества: очень удобно, что людям больше не нужно охотиться на мамонтов — все они уже разделанные и замороженные лежат на прилавках ближайшей Пятерочки. Это так легко, накидать продуктов, отнести на кассу, а милая девушка-кассир пробьет покупки и пожелает удачного дня.
Но не в этот раз. Еще не дойдя до кассы, я заметил, что свет в конце тоннеля перекрыл массивный силуэт женщины неопределяемого возраста, одетой по канонам местного дресс-кода — в красный жилет с именем Наталья и местом обитания в магазине. В данном случае — это был кассир.
Знаете, мне уже ничего не нужно, лучше пойду…
Я поставил корзину на ленту, как делал всегда в этом магазине. Но у Натальи видимо было другое мнение. Всем своим видом она говорила: «Я знаю, что здесь кто-то неправ, и сейчас я выясню, кто именно».
Тоном, будто она очень страдает из-за того факта, что приходится говорить с простыми смертными покупателями, Наталья сообщила мне, что я обязан выложить покупки из корзины на ленту. Стоит ли говорить, что желания помочь, как то не возникло?
Я попросил пробить продукты из корзины, и Наталья, возмущенно цыкнув, так и сделала. Но по взгляду, которым она провожала меня из-за кассы, я понял, что война еще не окончена.
Позже я задумался, а как такой крупный ритейлер, как Пятерочка, решает возможные конфликты между продавцами и покупателями? Неужели их стандарты работы не описывают порядок действий в подобных ситуациях? А что еще важнее: как эта ситуация выглядит со стороны закона?
Чтобы не ходить далеко, я написал в службу поддержки Пятерочки в WhatsApp.
Товар пробить обязаны, а принять оплату и выдать чек, видимо, нет)
Как видите, особого толка из переписки не вышло.
В очередной раз убеждаюсь, в крупных компаниях куча огрехов в организационных вопросах. Работа на количество, а не на качество.
Печально, но мы идем дальше.
В разных магазинах самообслуживания, где работает транспортерная лента, кассир и покупатель, как правило, действуют так:
√ либо покупатель выкладывает из торговой корзины товар на транспортерную ленту перед кассовой кабиной, кассир берет этот товар, сканирует штрихкод и складывает в накопителе;
√ либо покупатель ставит торговую корзину с товаром на транспортерную ленту, кассир берет товар из корзины покупателя, сканирует штрихкод и складывает его в другую пустую торговую корзину, стоящую в накопителе.
В каком из этих случаев действия кассира отвечают требованиям законодательства? Что по этому поводу есть в законе?
В то же время в п. 1.2 Типовой инструкции по охране труда для кассира торгового зала и контролера-кассира, указано, что при подготовке товаров к продаже и при перекладывании покупок в инвентарные корзины на контролера-кассира могут воздействовать дополнительные факторы... То есть в названных документах прямо сказано, что кассир перекладывает покупки в инвентарные корзины. Исходя из этого, можно сделать вывод, что кассир должен сам выкладывать товар из торговой корзины покупателя для сканирования штрихкода.
Обратимся к Основным правилам работы магазина, утвержденным Приказом Минторга СССР от 18.05.1973 N 102. В них указано, что при расчете покупатель ставит инвентарную корзину (лоток) с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину (лоток), постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовом аппарате стоимость покупки, четко называет общую стоимость покупки и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек. После окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Получается, что кассир должен сам выкладывать товар из торговой корзины покупателя.
Это согласуется с понятием самообслуживания. Пунктом 123 ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" <5> определяется, что метод самообслуживания - это способ реализации товаров, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товаров. То есть самообслуживание заключается в самостоятельном выборе и отборе товаров покупателем. Соответственно, выкладывание товара покупателем из торговой корзины на транспортерную ленту не относится к самообслуживанию.
Также это согласуется с общим правилом заключения договора розничной купли-продажи. В силу ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Следовательно, до пробития кассиром кассового чека товар, выбранный покупателем и лежащий в торговой корзине, находится в собственности магазина. Поэтому логично предположить, что товар, принадлежащий магазину, из товарной корзины должен выкладывать кассир.
В настоящее время в каждом магазине этот вопрос, как правило, решается торговыми организациями индивидуально.
В магазинах самообслуживания, где конструкция кассовой кабины предполагает наличие транспортерной ленты и накопителя, торговые организации сами устанавливают порядок действий покупателя на кассе:
√ либо покупатели сами выкладывают товар из торговой корзины, но лучше уведомить их об этом заранее, например, табличкой над кассой;
√ либо это делает кассир. Нормативными правовыми актами предусмотрен второй вариант.
Отказать в обслуживании из-за того, что вы не хотите выкладывать товар на ленту вам не могут.
Однако все мы понимаем, что пробивать товар из корзины неудобно, если кассир сидит. А работа у них непростая и чаще всего низкооплачиваемая. Никому не будет стоить больших трудов выложить покупки на ленту, если просто по-человечески попросить.
Автор:
Андрей Иванов