Число оснований для привлечения к субсидиарной ответственности сегодня достигло максимума за всю историю развития этого механизма.
Обновленный Закон о банкротстве предусматривает семь случаев, в которых контролирующее лицо (далее – КЛ) может ответить личным имуществом по долгам компании. Мы подробно рассмотрим их в следующих главах этой книги, а пока давайте проведем небольшой обзор этих случаев в свете последних изменений, внесенных в Закон о банкротстве Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ.
Оглавление:
Субсидиарная ответственность за совершение сделок, причинивших имущественный вред кредиторам
Субсидиарная ответственность за утрату бухгалтерских документов
Субсидиарная ответственность за налоговые, административные, уголовные нарушения
Субсидиарная ответственность за утрату учредительных и иных документов о компании
Субсидиарная ответственность за невнесение сведений в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ
Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника
Субсидиарная ответственность лиц, контролирующих кредитную организацию
Субсидиарная ответственность за совершение сделок, причинивших имущественный вред кредиторам
Это основание существовало и до внесения последних изменений в Закон о банкротстве. По сути, норма «переехала» из утратившей силу ст. 10 в новую ст. 61.11 Закона о банкротстве. О каких сделках идет речь? В первую очередь о подозрительных сделках (ст. 61.2 Закона о банкротстве) и сделках с предпочтением (ст. 61.3 данного Закона).
Подозрительные – это сделки, условия которых объективно невыгодны для компании-должника. Например, если компания продает товары (выполняет работы, оказывает услуги) по цене ниже рыночной.
Часто на практике совершают цепь таких сделок со взаимозависимыми лицами, чтобы вывести из компании активы на контролирующее лицо. После этого компания-должник отказывается платить своим кредиторам. Наступает банкротство, но погашать требования фирма не может, так как все активы выведены. В этом как раз и заключается причинение вреда кредиторам.
Сделки с предпочтением – это сделки, в которых удовлетворяется требование одного кредитора в ущерб другим. Например, организация, имея задолженность перед другими кредиторами, выступает поручителем по сделке, в которой основной должник заведомо не сможет исполнить обязательство. В результате компания, будучи поручителем, оплачивает задолженность за третье лицо, но со своими прямыми кредиторами так и не может рассчитаться. Это, кстати, тоже разновидность вывода активов, от которой страдают кредиторы.
Другие разновидности сделок с предпочтением – это ситуации, в которых кредитор не соблюдает очередность погашения требований, установленную Гражданским кодексом РФ или Законом о банкротстве. Закон о банкротстве не ограничивает наступление субсидиарной ответственности только подозрительными сделками или сделками с предпочтением. Ответственность может наступить за любую сделку, в результате которой причинен имущественный вред кредиторам. Кстати, контролирующее лицо не обязательно должно само выступать от имени компании (т. е. в документах по сделке не обязательно будет подпись этого лица). Субсидиарная ответственность наступит и в том случае, если контролирующее должника лицо (КДЛ) только одобрило вредоносную сделку или дало кому-нибудь указание о ее совершении.
Привлечь к ответственности за совершение сделок, которые причинили имущественный вред кредиторам, суд может, даже если (п. 3 ст. 61.11 Закона о банкротстве):
√ Не подавалось заявление о признании сделки недействительной;
√ Заявление о признании сделки недействительной подавалось, но суд его еще не рассмотрел;
√ Суд рассмотрел заявление о признании сделки недействительной и отказал в удовлетворении из-за истечения срока давности, или если заявитель не смог доказать, что вторая сторона сделки знала о неплатежеспособности должника.
Ранее в Законе о банкротстве таких условий не было. Теперь же за вредоносные сделки к субсидиарной ответственности может быть привлечено, по сути, любое контролирующее лицо, которое имеет отношение к таким сделкам, будь то директор, учредитель, директор контролирующей компании, любое другие лицо, которое давало обязательные для выполнения указания.
Субсидиарная ответственность за утрату бухгалтерских документов
Стоит сразу заметить, что ответственность наступает не только за утрату документов, но и за то, что в таких документах могут отсутствовать какие-то данные либо эти данные могут быть неверны. Это основание тоже не новое, оно было и до изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ.
Здесь вред для кредиторов заключается в том, что, если у компании-должника нет бухгалтерских документов или если они недостоверные, то конкурсный управляющий не может определить, сколько у компании активов, за счет которых можно погасить долги. Однако если отсутствие документов (или искажение информации в них) никак не влияет на проведение процедур в деле о банкротстве, в том числе на формирование конкурсной массы, то оснований для применения субсидиарной ответственности не будет.
Этот вид субсидиарной ответственности применяется к лицам, которые отвечают (п. 4 ст. 61.11 Закона о банкротстве):
а) за организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов. В большинстве случаев это – директор компании (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402ФЗ «О бухгалтерском учете» – Закона о бухучете);
б) за ведение бухучета и хранение документов. Это не только директор, но и главный бухгалтер либо иное лицо, на которое директор возложил обязанность вести бухучет, в том числе компания, с которой заключен договор на оказание бухгалтерских услуг (ч. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).
Субсидиарная ответственность за налоговые, административные, уголовные нарушения
Это основание хотя и не новое, но появилось относительно недавно – в сентябре 2016 г. Судебная практика только начала складываться, и, надо сказать, чаще в пользу кредиторов (например, постановления: Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 г. № 04АП-3175/2017 по делу № А58-3172/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 г. № 09АП-23075/2017 по делу № А40-21346/14).
Этот вид субсидиарной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий (подп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротства):
√ Если есть вступившее в силу решение о привлечении компании или ее директора к налоговой, административной, уголовной ответственности;
√ Если задолженность, которая возникла в результате совершения этих правонарушений или была выявлена в ходе производства по делам об этих правонарушениях, составляет более 50 % требований кредиторов третьей очереди.
В большинстве случаев по данному основанию привлекаются за налоговые правонарушения. Налоговая инспекция проводит выездную или камеральную проверку. Если в ходе проверки выясняется, что компания нарушала налоговое законодательство и не доплачивала налоги, выносится решение о привлечении к ответственности с требованием уплатить недоимку.
Если компания не уплачивает в отведенный срок начисленные налоги и взыскать их за счет имущества с нее невозможно, то у налогового органа есть право обратиться в суд и попытаться взыскать задолженность с директора компании.
Раньше налоговым органам было очень сложно использовать механизм субсидиарной ответственности для взыскания начислений с директора или другого контролирующего лица.
Приходилось доказывать, что руководитель на 100 % виноват в банкротстве компании. Теперь работает презумпция виновности директора, и уже он должен доказывать, что не виноват в банкротстве. Но когда у судей на руках есть решение по выездной проверке, где раскрыты сделки с фирмами-однодневками или другие схемы уклонения от налогов, практически невозможно доказать, что нет вины директора в банкротстве.
По данному виду субсидиарной ответственности может быть привлечен не только директор, но и иное контролирующее лицо, если это лицо давало указания, которые в итоге и повлекли нарушения.
Субсидиарная ответственность за утрату учредительных и иных документов о компании
Это новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности. Есть определенные документы, которые любое ООО или АО обязаны составлять и хранить. Для ООО примерный перечень таких документов можно найти в ст. 50 Закона об ООО. Например, это:
1) Договор об учреждении общества, устав и изменения к нему;
2) Протоколы собраний учредителей;
3) Документы, подтверждающие государственную регистрацию ООО;
4) Заключения ревизионных комиссий и др.
Для акционерных обществ перечень документов, подлежащих обязательному хранению, содержится в ст. 89, 91 Закона об АО. В числе прочего это:
1) Решения о выпуске ценных бумаг;
2) Годовые отчеты, аудиторские заключения;
3) Проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента;
4) Уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения, и др.
В случае, если указанные документы отсутствуют или в них содержатся недостоверные данные, наступит субсидиарная ответственность (пп. 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Субъектом ответственности будет либо руководитель компании, либо иное лицо, на которое была возложена обязанность по составлению и хранению документов (п. 6 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Однако субсидиарная ответственность вряд ли применима, если отсутствие указанных документов никак не связано с банкротством компании и никак не помешало установить контролирующих лиц компании-должника.
Субсидиарная ответственность за невнесение сведений в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ
Это тоже новое основание для ответственности. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации № 129-ФЗ) предусмотрен ряд случаев, в которых компания должна обращаться в уполномоченные органы для внесения сведений о себе в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ согласно п. 1, 5 ст. 5, п. 7, 8 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ.
Так, в частности, в ЕГРЮЛ нужно вносить сведения об изменении:
1) Адреса регистрации, названия фирмы;
2) Размера уставного капитала;
3) Директора, учредителей;
4) Видов деятельности;
5) Другие сведения, указанные в Законе № 129-ФЗ.
В ЕФРСФДЮЛ нужно вносить сведения:
1) О стоимости чистых активов;
2) О признаках недостаточности имущества в соответствии с Законом о банкротстве;
3) О лицензиях;
4) О введении процедуры наблюдения;
5) Об обременении залогом движимого имущества;
6) О выданных независимых финансовых гарантиях;
7) О результатах обязательного аудита;
8) А также другие сведения, предусмотренные Законом № 129-ФЗ.
Кроме того, перечень сведений, подлежащий обязательному опубликованию в ЕФРСФДЮЛ, постоянно расширяется, в частности, на момент написания этой книги рассматривается вопрос о необходимости опубликования дополнительных сведений:
√ О продаже предприятия;
√ Уведомления о ликвидации или реорганизации юрлица;
√ Уведомления об уменьшении уставного капитала.
Если компания не вносит указанные сведения, то кредиторы могут не узнать о ее финансовых проблемах и пойти на сделку, по которой не будет оплаты. Отсутствие таких данных также может помешать конкурсному управляющему разыскать активы должника и сформировать конкурсную массу. Поэтому уклонение от обязанности вносить информацию в реестры расценивается как причинение имущественного вреда кредиторам и влечет субсидиарную ответственность (подп. 5 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Ответственность наступает не только за невнесение сведений в реестры, но и за внесение недостоверных данных. По данному основанию к ответственности могут привлечь директора компании либо другое лицо, на которое возложена обязанность по подаче измененных сведений в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ (п. 7 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника
Это основание для привлечения к ответственности существует давно. Закон от 23 июля 2017 г. № 266-ФЗ не поменял ранее действующий механизм ответственности, однако распространил ее на более широкий круг контролирующих лиц.
Напомним, что в определенных случаях директор компании должен обращаться в суд с заявлением о банкротстве своей компании. Эти случаи перечислены в ст. 9 Закона о банкротстве, например:
1) Если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к тому, что организация будет не в состоянии погасить обязательства перед другими кредиторами;
2) Если на компанию наложено взыскание, после исполнения которого ее хозяйственная деятельность бУдет затруднена или невозможна;
3) Если у компании появились признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества;
4) Если у компании есть непогашенная из-за недостаточности денежных средств задолженность сроком более трех месяцев по выходным пособиям, зарплате и другим выплатам работникам.
Подать заявление должника в арбитражный суд нужно как можно раньше, но не позднее одного месяца с даты возникновения указанных обстоятельства (п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве).
Также нужно подавать в арбитражный суд заявление, если при ликвидации компании она стала отвечать признакам неплатежеспособности (недостаточности имущества). В данной ситуации в суд должен обратиться ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии в течение 10 дней с момента выявления признаков неплатежеспособности либо недостаточности имущества (п. 3 ст. 9 Закона о банкротстве).
Если руководитель компании или ликвидатор не обратятся в арбитражный суд с заявлением, то их привлекут к субсидиарной ответственности по тем обязательствам, которые возникли с момента, когда истек срок на подачу заявления и до возбуждения дела о банкротстве (п. 2 ст. 61.12 Закона о банкротстве).
Эти правила действовали и ранее, а вот новшеством является следующее правило. Если директор компании в установленный срок не обратится в суд с заявлением должника, то учредители (акционеры) компании, контролирующие лица либо иные уполномоченные лица должны созвать внеочередное собрание и принять решение об обращении в суд (п. 3.1 ст. 9 Закона о банкротстве). Если такое собрание не будет созвано, теперь к субсидиарной ответственности могут привлечь и этих лиц.
Субсидиарная ответственность лиц, контролирующих кредитную организацию
Эта ответственность также существовала и до Закона № 266, и в современной редакции принципиальных изменений нет. Привлечение к ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию, осуществляется по общим правилам, предусмотренным новой гл. III.2 Закона о банкротстве, за исключением отдельных, более строгих по сравнению с другими юрлицами, требований (ст. 189.23 Закона о банкротстве).
Кто может быть лицом, контролирующим кредитную организацию
Правило о том, что лицо считается контролирующим только в пределах трех лет, предшествующих возникновению банкротства, в отношении банков не применяется. То есть привлечь к ответственности контролирующее лицо могут, даже если оно давало указания, которые привели к банкротству, за четыре и более лет до банкротства (п. 2 ст. 189.23 Закона о банкротстве).
Хочется особо отметить, что контролирующим лицом не обязательно будет тот человек, который в силу своей должности имел право определять действия банка. Это может быть лицо, которое вообще официально нигде не «засветилось», но тем не менее согласовывало все решения, которые принимало руководство банка.
За что могут привлечь к ответственности банкира
Субсидиарная ответственность для банкира может наступить (подп. 1, 2 п. 2 ст. 61.11, п. 3 ст. 189.23 Закона о банкротстве):
1. За совершение сделок, которые причинили имущественный вред кредиторам
Для банков это в основном выдача необеспеченных кредитов лицам, которые не способны вернуть эти кредиты, либо выдача банковских гарантий таким же неблагонадежным клиентам. Так происходит вывод активов банка и его преднамеренное банкротство.
Например, в деле «Русич Центр Банк» (определение ВС РФ от 9 октября 2017 г. № 305-ЭС17-13761 по делу № А40-80329/2011) руководителей привлекли в субсидиарной ответственности по таким причинам:
1) Подделка финансовых документов;
2) Выдача невозвратных кредитов;
Размер субсидиарной ответственности составил 360 849 000 руб.
2. За утрату финансовых документов
Причем финансовая документация не ограничена здесь только документами бухучета.
Привлечь к ответственности могут также за утрату любых документов, отражающих экономическую деятельность кредитной организации, а также баз данных. Ответственность, в свою очередь, также не ограничивается руководителем и главным бухгалтером. Если обязанность составлять и хранить документы об экономической деятельности, а также вести базы данных была возложена на иных лиц, то отвечать будут и они.
Подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, руководящих банком, могут:
1) Банк России;
2) Агентство по страхованию вкладов;
3) ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора»;
4) Другая кредитная организация;
5) ФНС России;
6) Конкурсный кредитор.
Последствия привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего лица банка
В случае субсидиарной ответственности банкир несет не только финансовые потери. Законом о банкротстве предусмотрен ряд ограничений, которые не позволят ему в течение пяти лет в полной мере снова заниматься банковской деятельностью (п. 11, 12 ст. 189.23 Закона о банкротстве):
1) Нельзя покупать акции (доли в УК) банков в размере более 5 % УК;
2) Нельзя устанавливать контроль над акционерами, которые владеют долей в УК банка более 5 % (например, владеть акциями через третьих лиц);
3) Нельзя занимать должность руководителя банка.
Автор:
Андрей Иванов