Оглавление:
Для чего необходим прожиточный минимум на 2021 год?
Величина актуального прожиточного минимума, ее правильное исчисление и процедура установления
Публикуемые сведения о величине ПМ
Изменение прожиточного минимума в России с 1 января 2021 года
Действующим ФЗ установлена разработанная правовая основа, позволяющая определять необходимый прожиточный минимум в РФ и вести его учет при предоставлении гражданам нашей страны гарантий со стороны государства, которые заключаются в получении не ниже допустимого минимума денежных доходов. Также такой закон обеспечивает остальные важные меры социальной поддержки и эффективной защиты российских граждан.
Основные понятия
В ФЗ присутствуют следующие термины:
1. Потребительская корзина для одного человека, состоящая из допустимого минимального набора разных продуктов питания, некоторых непродовольственных видов товаров и оказываемых услуг; (в редакции ФЗ от 03.12.2012 N 233-ФЗ):
√ допустимый прожиточный минимум, который является стоимостной оценкой положенной потребительской корзины, включая обязательные виды некоторых платежей и взимаемые сборы;
√ семьей являются лица, которые между собой родством, совместным проживанием на одной территории и ведением общего хозяйства;
√ трудоспособные лица, пенсионеры и несовершеннолетние относятся к так называемым демографическим группам проживающего населения;
√ среднедушевым доходом одной семьи или российского гражданина, который проживает в одиночестве, является общая сумма получаемых доходов каждого непосредственного члена семьи, разделенная на число проживающих в семье лиц (абзац введен ФЗ от 27.05.2000 N 75-ФЗ).
Для чего назначается прожиточный минимум на 2021 год?
1. В России прожиточный минимум действует для выполнения следующих целей:
√ необходимая оценка текущей жизни российских граждан при выполняемой реализации важнейших мер социальной политики и подготовленных федеральных программ;
√ обоснование минимального положенного размера трудовой оплаты, включая определение выплачиваемых стипендий при обучении, положенных пособий и остальных выплат социального характера; (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
√ формирование важнейшего федерального бюджета;
√ другие важные цели, установленные действующим законодательством (абзац введен ФЗ от 30.11.2011 N 363-ФЗ).
2. Допустимый прожиточный минимум в российских субъектах предназначен для следующих целей:
√ проведение оценки жизненного уровня проживающего населения российских субъектов при разработке и последующей реализации некоторых эффективных социальных программ в регионе;
√ оказание разных мер социальной поддержки и помощи со стороны государства гражданам, признанным малоимущими;
√ другие цели в соответствии с федеральным законодательством (абзац введен ФЗ от 30.11.2011 N 363-ФЗ).
В последнее время идет достаточно активное обсуждение предложения при оказании необходимой социальной поддержки российским гражданам отказаться от используемого понятия «прожиточный минимум» и после этого ориентироваться после этого на показатель под названием «минимальный потребительский бюджет». Но все же пока это только разговоры, а сам прожиточный минимум в 2021 году будет также приравнен к МРОТ и составит 12 130 рублей.
В соответствии с текущим российским законодательством сегодня существует четыре вида прожиточного минимума:
1. Среднедушевой;
2. Для работающих граждан;
3. Для лиц пенсионного возраста;
4. Для детей.
Расчет каждого из этих видов положенного прожиточного минимума выполняется по определенным используемым алгоритмам.
Потребительская корзина вместе с порядком ее установления
Разработанная потребительская корзина для проживающих социально-демографических слоев граждан по России ее регионам определяется в обязательном порядке не менее одного раза в пятилетний период (ФЗ №233 от 03.12.2012)
1. Корзина разрабатывается с обязательным участием созданной трехсторонней комиссии, которая регулирует отношения, существующие в социально-трудовой сфере. То же самое происходит и в российских субъектах.
2. С 1.01.2013 года ранее принятый ФЗ N 233 перестал действовать.
3. Важную потребительскую корзину в России может установить только действующее федеральное законодательство.
4. Вместе с законом «О необходимой потребительской корзине по России» в Госдуму внесена разработанная грамотная методика определения необходимого состава потребительской корзины для разных групп проживающего населения. На ее основе выполняется разработка потребительской корзины по всей территории России.
5. В российских регионах необходимую потребительскую корзину в обязательном порядке могут устанавливать именно законодательные органы с обязательным учетом складывающихся природных особенностей, разных традиций, некоторых свойств жизненно важных пищевых продуктов, разных видов промтоваров и некоторых оказываемых услуг гражданам (ФЗ №122 от 22.08.2004).
6. Подготовленные рекомендации по грамотному определению состава необходимой потребительской корзины для российского населения утверждает российское Правительство (ФЗ №233 от 03.12.2012).
Величина допустимого прожиточного минимума, ее правильное исчисление и используемый порядок установления
1. Величина допустимого ПМ на одну душу проживающего российского населения определяется обязательно ежеквартально на основе предоставленной информации о потребительской корзине и актуальных данных от действующего органа власти, который формирует важную официальную статистику о разных процессах в РФ, о текущем уровне актуальных потребительских цен на разные пищевые продукты, включая индексы продовольствия, услуг и понесенных расходов по разным видам платежей и взимаемым сборам.
Порядок исчисления допустимого прожиточного минимума для проживающего населения в настоящее время устанавливает российское правительство (ФЗ №233 от 03.12.2012).
2. ПМ на одну душу проживающего в стране населения и по существующим социально-демографическим определенным группам в России устанавливается в определенном порядке, разработанном правительством РФ. В российских субъектах такой порядок устанавливается в точном соответствии с их законодательными нормами (п. 2 ФЗ №421 от 28.12.2017).
3. Величину допустимого прожиточного минимума для лиц, вышедших на пенсию, для выявления точного размера положенной федеральной доплаты к ней устанавливает ежегодный ФЗ о сформированном федеральном бюджете на будущий финансовый год и запланированный период на основе полученной информации о потребительской корзине непосредственного пенсионера. При этом учитывается индекс текущих потребительских цен на необходимые продукты питания, разные виды товаров, не относящихся к продовольственным, и оказываемые услуги в точном соответствии с выполненным прогнозом предстоящего экономического развития нашей страны (п. 3 ФЗ N 49 от 01.04.2019).
4. Величину ПМ для лиц пенсионного возраста в каждом российском субъекте для установления необходимой социальной доплаты к выплачиваемой пенсии устанавливает именно действующий закон субъекта, который утверждается в российском Правительстве. Он доводится действующим органом власти до сведения отделений Пенсионного фонда, причем до 15 сентября года, являющегося предшествующим финансовому году установки такой выплаты (п. 4 ФЗ №49 от 01.04.2019).
Учитываемая величина ПМ при мерах государственной поддержки граждан в российских субъектах
1. Семья или живущий в одиночестве гражданин со средней душевым доходом ниже положенной величины ПМ, который установлен в субъекте, относятся к малоимущим и имеют полное право на получение необходимой поддержки от государства.
(отредактированный ФЗ N 122)
2. Условия и разработанный порядок поддержки разных малоимущих проживающих семей или граждан установлен в соответствии с действующим российским законодательством в разных субъектах.
3. Определенный порядок уточнения и исчисления среднедушевого получаемого дохода полной семьи или проживающего в одиночестве лица устанавливает действующий закон (п. 3 ФЗ №75 от 27.05.2000).
Публикуемые сведения о величине ПМ
Важные сведения о величине допустимого ПМ на одну душу населения и по разным социально-демографическим определенным группам по РФ и ее субъектам должны ежеквартально публиковаться, а также размещаться на сайте органа власти, который подготавливает официальную статистику о разных общественных процессах в сети под названием «Интернет» (отредактированный ФЗ №272 от 29.07.2018)
Изменение прожиточного минимума в России с 1 января 2021 года
Об увеличении или уменьшении показателя ПМ 1 января 2010 года информация поступит только в 4 квартале текущего 2019 года по итогам проведенного анализа информационных данных от органов статистики по потребительской корзине. Существующее понятие такой важной корзины вместе с ее составляющими сегодня регулирует ФЗ "О важной потребительской корзине по РФ».
Например, в соответствии со статьей 2 этого закона в имеющийся перечень продовольствия при установлении допустимого прожиточного минимума обязательно входят:
1. Хлебобулочные, макаронные и мучные изделия, крупы и разные бобовые культуры.
2. Овощи и разнообразные фрукты.
3. Мясо и некоторые рыбопродукты.
4. Молоко и разнообразная молочная продукция.
5. Сахар и разные виды кондитерских изделий.
6. Масло, маргарин и остальные виды жиров.
Также в потребительской корзине присутствуют некоторые непродовольственные товары и оказываемые услуги, основной перечень которых не предусмотрен действующим законом. Но в таком случае соотношение по стоимости продовольственных и разных непродовольственных товаров или ряда услуг обязательно устанавливается в размере 50% на 50%.
Цены разных видов непродовольственных товаров и точная стоимость оказываемых услуг при необходимости корректируются с обязательным учетом специальных поправочных коэффициентов. Они используются для отражения соотношения индексов актуальных потребительских цен на некоторые непродовольственные востребованные товары и оказываемые услуги вместе с индексом текущих потребительских цен на пищевые продукты.
Автор:
Андрей Иванов