В настоящее время в связи с распространением коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в регионах России введён режим повышенной готовности. Рассмотрим данную ситуацию с юридической точки зрения: что важно знать и понимать простым гражданам?
Оглавление:
1. Какая обстановка в России на 5 апреля 2020 года
2. Почему требования к людям «сидеть дома» незаконны
Какая обстановка в России на 5 апреля 2020 года
Режим повышенной готовности – это режим, в котором работают органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (п. «б» ч. 6 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
То есть чрезвычайной ситуации ещё не возникло, а есть только угроза её возникновения.
Почему требования к людям «сидеть дома» незаконны
И требования к гражданам, содержащиеся в некоторых нормативных правовых актах, в данных условиях незаконны. Продемонстрируем это на примере Распоряжения Губернатора Курской области от 10.03.2020 № 60-рг «О введении режима повышенной готовности».
Подумаешь, не особо и надо…
Согласно п. 162 данного Распоряжения (в редакции от 30.03.2020 № 103-рг), граждане обязаны соблюдать социальное дистанцирование, не покидать места проживания (кроме обращения за медицинской помощью, посещений магазинов для покупки продуктов, выноса мусора и т.п.). на граждан налагаются ещё и другие обязанности.
Однако в силу п. «м» ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», губернатор мог ввести режим повышенной готовности только для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обязать граждан совершать какие-либо действия либо воздержаться от их совершения губернатор полномочий не имел.
Впоследствии Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» были внесены дополнения, согласно которым региональные власти получили право устанавливать обязательные для выполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (п. «у» ч. 1 ст. 11).
Однако данные правила не должны противоречить обязательным для выполнения гражданами и организациями правилам поведения, которые установлены Правительством РФ. А в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, содержащем данные правила, ничего не говорится о социальном дистанцировании и ограничениях выхода на улицу.
Более того, в утверждённых Правительством РФ правилах сказано, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 ст. 41 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Представляю себе ситуацию: люди, озабоченные проблемой отсутствия работы и нехватки денег сразу бегут читать, какие же должностные лица указаны в этих пунктах федерального закона, срочно изучают решения правительства и правительственной комиссии! Конечно.
С точки зрения юридической техники вышеуказанные правила не выдерживают никакой критики, поскольку документ такой важности должен быть понятен любому человеку, а не содержать отсылочные нормы к законам и актам, некоторые из которых даже не носят нормативного характера.
Более того, использование в п. 1 Правил предлога «или» вызывает закономерный вопрос: так, всё-таки, чьи решения должны выполнять граждане и организации: правительства и правительственной комиссии, или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 ст. 41 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?
Получается, что региональные акты, содержащие определённые обязанности для граждан и организаций, в определённой части являются незаконными. А утверждённые Правительством РФ Правила не соответствуют требованию принципа правовой определённости, на необходимость соблюдения которого при подготовке текстов нормативных правовых актов неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный Суд РФ.
Остаётся надеяться, что представители власти при исполнении таких неоднозначных и расплывчатых предписаний будут проявлять благоразумие и профессионализм, а различные ситуации толковать в пользу граждан.
Надежды нет.
Законны ли требования сотрудников полиции предоставить им информацию о передвижениях за последнее время
К примеру, я 3 апреля был остановлен в г. Курске сотрудниками патрульно-постовой службы. Они попросили назвать ФИО, дату рождения и возраст, место жительства и работы, наличие судимости, не выезжал ли я в марте за границу РФ или за пределы Курской области. Занесли сведения в специально распечатанную таблицу, где уже содержались сведения ранее опрошенных людей. После этого попытались по телефону «пробить» данные, но база данных не работала. Сотрудники полиции спросили цель выхода из дома, и разъяснили положения того самого Распоряжения Губернатора Курской области. Всё достаточно спокойно, вежливо, не заняло много времени.
Вопреки высказываемым в Интернете мнениям о том, что сотрудники полиции в таких ситуациях действуют незаконно, любой полицейский имел и имеет право устанавливать личность любого человека, даже без режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. И в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, задержать на срок до 3-х часов для установления личности. Поэтому если Вас остановили сотрудники полиции – спокойно отвечайте на их вопросы и не провоцируйте ненужные конфликты.
Вместе с тем, имеются и другие сообщения, например о том, что сотрудники ГИБДД штрафуют водителей и их пассажиров за отсутствие медицинских масок. Мало того, что ни одним нормативным актом ношение масок в автомобиле не предусмотрено, так маски могут и отвлекать водителя от управления транспортным средством (например, запотевают очки, иногда нужно поправить маску и т.п.).
Безопасненько!
В подобных случаях необходимо направлять жалобы в соответствующие подразделения органов внутренних дел (это можно сделать в специальных формах на интернет-сайтах) либо обжаловать незаконные действия в судебном порядке.
Таким образом, коронавирус выявил проблемы не только в сферах здравоохранения, торговли, транспорта, но и в правотворческой деятельности, что проявилось в достаточно низком качестве принимаемых на различных уровнях нормативных актов с точки зрения юридической техники.
Автор:
Михаил Сойников