1. Главная
  2. Блог
  3. Полезные статьи
  4. Как урегулировать налоговые судебные споры

Как оспорить решение налогового органа

К сожалению, даже такой серьезный орган как налоговая, не всегда пользуется своими правами правомерно. Как бы не верилось в обратное, в налоговой работают такие же люди, как и мы с вами. Ошибки по вине человеческого фактора возникают с немалой периодичностью. Если вы заметили, что налоговая требует с вас лишнего и вас не устраивает ее решение, то его можно оспорить. Споры с налоговыми органами имеют устоявшийся порядок, и придется ему следовать, чтобы не столкнуться с возвратом жалобы назад без рассмотрения.

Подлежат ли обжалованию решения налоговой

Почему возникают налоговые споры

Каков порядок оспаривания решения налоговой

Какие документы нужны для оспаривания решения налоговой

Как происходит подача жалобы

Как выносится решение по налоговому спору

В этой статье расскажем, как противостоять ошибкам и неправомерным расчетам налоговой, каким срокам должны соответствовать действия, а также какие тонкости нужно учитывать, чтобы у налоговиков не осталось ни шанса перед вашей юридической подкованностью.

Подлежат ли обжалованию решения налоговой

Существует закон «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц», который полностью закрепляет право любого гражданина на оспаривание решений налогового органа. В основном разногласия между гражданами и государством связаны с подсчетом налогов.


Споры с налоговыми органами абсолютно законны.

Обжалованию подлежат как нормативные акты, так и ненормативные. Отличается лишь порядок процедуры обжалования.

Ненормативные правовые акты отличаются от нормативных тем, что первые имеют адресный характер, а вторые устанавливают общие правила для неограниченного числа людей.

Человек, получивший акт, с данными которого не согласен, может обжаловать его двумя путями:


Какой умный осел. Оно и понятно, вы видели его жену?

Время на раздумья ограничено. Налогоплательщику нужно понять, вступило ли в силу решение налоговой, с которым он не согласен, или нет. Обжаловать нужно до вступления акта в силу. По закону это происходит через месяц после того, как гражданин получает соответствующее уведомление.

Значит есть месяц на подачу апелляционной жалобы. После того, как обращение поступит в апелляционный суд, время вступления акта в силу будет приостановлено, пока суд не рассмотрит дело. Также приостанавливается уплата налогов и штрафов. Время рассмотрения жалобы около месяца, но иногда этот срок продлевается, пока не будет принято решение.

Если время упущено, и налоговый акт уже вступил в силу, то отчаиваться все равно не нужно. Можно подать жалобу в общем порядке, и сроки в этом случае куда лояльнее — 1 год с момента вынесения акта. Медлить все равно не стоит, так как в этом случае взыскания налогов и штрафов не приостанавливаются.

Споры с налоговой не всегда происходят по вине налоговиков. Часто люди придумывают различные хитрые схемы, чтобы уйти от уплаты налогов, и, когда ИФНС ловит их на этом, они пытаются обжаловать решения, надеясь на удачу.


Феликс Фелицис не помог? Надо было сразу идти к юристам!

Почему возникают налоговые споры

Налоговая оценивает деятельность налогоплательщика и выносит решение, с которым второй часто не согласен. Самыми частыми причинами для разногласий является несогласие с:

  • штрафами и пеней, когда те начислены необоснованно;

  • блокировками счетов или их закрытием, а такая мера пресечения часто применяется к нарушителям закона;

  • препятствием налоговой в возврате лишних выплат. Такое возможно, когда налогоплательщик выплачивает налоговой больше, чем должен. Тогда вторая должна либо вернуть деньги, либо учесть их в счет платежей в будущем;

  • отказом в возврате НДС. Закон, к сожалению, не дает четких оснований для отказа в возмещении НДС, поэтому причиной может быть как ошибка, так и ненадежный контрагент.

Причиной для налогового спора может стать не только ошибка налоговой, но и самого гражданина, например, в заполнении документов или уплате налогов.


Ошибки в налоговых документах возникают по вине обоих сторон. Главное решить все мирно.

Какой бы ни была причина возникновения разногласий, и неважно, вступил ли акт, с которым вы не согласны в силу — его можно оспорить. Обычно налоговая также, как и сам гражданин, не хочет доводить дело до суда. Поэтому для урегулирования вопроса нужно соблюдать сроки и определенный порядок, о котором далее.

Каков порядок оспаривания решения налоговой

Какую бы жалобу вы не подавали — апелляционную или обычную, предполагается, что она подается в инспекцию, которая уже займется оспариванием решения налоговой и, если это допустимо, его отменой.

Жалоба составляется в письменной или электронной форме. Требования к жалобе приведены в ст. 139.2 НК РФ.

ФНС России утвердила форму жалобы (апелляционной жалобы), Порядок ее заполнения, форматы и Порядок представления в электронном виде (Приказ от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@). Налоговый кодекс РФ не содержит положений, по которым налогоплательщик обязан использовать форму жалобы, утвержденную ФНС. Предусмотрено лишь, что налоговая служба устанавливает Формат и Порядок представления жалобы в электронной форме (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Полагаем, что во избежание лишних споров с налоговиками (в том числе по досудебному порядку обжалования) стоит применять утвержденную форму.

Правила содержания едины и для обычной жалобы и для ее апелляционного варианта:

  1. ФИО гражданина или название и адрес компании;

  2. Указание акта, который хотите обжаловать (номер и дата принятия);

  3. Налоговый орган, который принят этот акт;

  4. Какова ваша позиция, с чем не согласны;

  5. Суть иска, чего хотите в итоге;

  6. Желаемый способ уведомления о решении вопроса.

Какие документы нужны для оспаривания решения налоговой

Жестких требований к документам при подаче жалобы на налоговую нет, за исключением доверенности, если полномочия передаются представителю. Любые документы, которые могут подтвердить вашу позицию, сыграют свою роль.


Наташ, у нас тут налоговые споры, Наташ.

Если для подтверждения своих доводов вы хотите предоставить документы, которые ранее были скрыты от рассмотрения инспекции, то у вас должны быть веские причины для их сокрытия до этого, а то инспекция не примет их.

Как происходит подача жалобы

И апелляционная и обычная жалобы подаются в ту налоговую инспекцию, которая и выпустила акты, подлежащие обжалованию. Налоговая сама обязана отправить жалобу в вышестоящую инстанцию, которая разберется в вопросе. Этот процесс занимает до 3-х дней.

Если проблема не была урегулирована досудебно, то можно обжаловать решение в суде.

Иск в суд, как и жалоба, пишется в свободной форме. К нему следует приложить все документы, подтверждающие вашу позицию. Если обжалованию подлежит необоснованное решение, то нужно иметь при себе текст этого решения, а если обжалуются действия или бездействие должностных лиц, то нужно иметь уведомления о том, что обращение и доказательства были отправлены этому должностному лицу.

Как выносится решение по налоговому спору

После того, как жалоба была рассмотрена в досудебном порядке, вышестоящий орган может:

  • Отменить решение налоговой полностью или частично;

  • Принять новое решение;

  • Отказать в удовлетворении жалобы и оставить все как есть.

Если на этом этапе спор не был решен, то дело идет в суд. Налогоплательщик может обжаловать:

  1. Акты налогового органа, вынесенные после рассмотрения жалобы;

  2. Действия или бездействие должностных лиц;

  3. Бездействие налоговой, если по жалобе не установлено заключение.

Во время процесса можно подать ходатайство, например о приостановлении действия решения, которое подлежит оспариванию. Это называется обеспечительной мерой. Если суд удовлетворит ходатайство, то с налогоплательщика нельзя будет взыскивать долг или блокировать его счета. 

Однако для того, чтобы суд склонился в сторону гражданина, ему нужно предоставить весомые аргументы. Какими они могут быть:


Аргументные аргументы.

Изучением дела занимается арбитражный суд, который и решит, как поступить: отменить решение налоговой целиком или частично, признать незаконным действия или бездействие должностных лиц или удовлетворить иск заявителя.

Арбитражный суд считается непредвзятым в таких вопросах, так что можно надеяться на честное рассмотрение дела. Если решение налоговой изначально было необоснованно, то суд вынесет справедливое решение, хотя этот процесс и займет больше времени.

Автор: Виктория Свиридова

Виктория Свиридова


 

 

8 961-169-3000
с 9-00 до 20-00